Ключевыми элементами сферы транспортного образования являются подготовка работников, в том числе непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, проектированием и обслуживанием транспортной инфраструктуры, а также проектированием, строительством, содержанием в надлежащем состоянии и развитием сети автомобильных дорог, увеличением их пропускной способности, обеспечением безопасного движения по ним, повышением качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог, развитием объектов дорожного сервиса.
Подготовка специалистов для транспортного комплекса ведется в рамках 17 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования транспортной отрасли.
Подготовку специалистов для транспортной отрасли также осуществляет ряд образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования иной ведомственной принадлежности.
Приоритетами Концепции являются:
— системная модернизация профильного образования;
— цифровизация учебных процессов;
— формирование моделей привлечения талантов;
— укрепление материальной базы.
Утвержденная концепция рассчитана до 2035 года.
Повестка развития транспортного образования до 2035 года предполагает существенное расширение набора образовательных программ профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования за счет открытия новых востребованных направлений по следующим структурным элементам транспортной системы:
— автомобильный транспорт;
— воздушный транспорт;
— железнодорожный транспорт;
— морской и внутренний водный транспорт;
— городской транспорт;
— транспортное строительство.
Важное место в образовательной и научной повестке транспортных образовательных организаций займут следующие вопросы:
— комплексная трансформация транспортной и логистической инфраструктур;
— прогнозирование достигаемых в транспортной деятельности эффектов;
— стратегический менеджмент и управление изменениями;
— экономика, финансы и финансовый анализ;
— сопровождение транспортных проектов, реализуемых в форме государственно-частного партнерства;
— место транспорта в цифровой экономике — применение технологий искусственного интеллекта, распределенных вычислений, Big Data, информационных моделей строительства, интеллектуальных систем управления;
— высокоскоростной наземный транспорт;
— транспортная безопасность;
— экологические аспекты транспортной отрасли и снижение воздействия транспорта на окружающую среду;
— транспортное право;
— мониторинг и решение вопросов транспортной доступности;
— интермодальные перевозки и приграничное сообщение;
— проектирование и строительство транспортной инфраструктуры (включая обустройство государственной границы Российской Федерации и развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны);
— управление человеческими ресурсами на транспорте;
— региональные и городские транспортные системы, транспортное обеспечение мегаполисов.
Концепция предусматривает развитие новых образовательных программ, ориентированных на решение перспективных научно-технических задач транспортной отрасли, расширение академической студенческой мобильности, внедрение современных систем оценки и формирование банка лучших учебных практик.
Еще одним важным направлением работы является укрепление сотрудничества с будущими работодателями выпускников учебных заведений.